Можно ли верить рекламе?

6 февраля 2013

Известно, что медики резко негативно относятся к самолечению. Однако широкая и хорошо продуманная реклама провоцирует людей самостоятельно назначать себе разнообразные лекарства, якобы не для терапии, а для профилактики. О том, к чему приводит  бесконтрольный прием широко разрекламированных препаратов, мы попросили рассказать кандидата медицинских наук, доцента Ларису Николаевну Ларсон.

- Реклама лекарственных средств старательно формирует у потребителей ощущение, будто рекламируемые препараты сверхэффективны и вместе с тем абсолютно безвредны и безопасны. Чем же на самом деле чревато самостоятельное употребление лекарств?

- Медики регулярно сталкиваются с самыми разными последствиями бесконтрольного приема лекарственных препаратов. Это и тяжелые аллергические реакции в виде болевого синдрома, и диарея, и токсический, и лекарственный гепатит.

Никогда прежде мы не встречались с таким количеством жертв самолечения. Это явление нынче приобретает характер эпидемии. И основная причина, конечно, в том, что сегодня люди могут без рецепта приобретать в аптеках любые препараты и принимать их по своему разумению. Чаще всего самолечением грешат пожилые люди, которые любят принимать лекарства «впрок», для профилактики. Пьют ноотропил, пирацетам, церебролизин, курантил, аспирин, хотя диагноз «атеросклероз» им еще не поставлен. В итоге поступают к нам с кровотечениями, острыми язвами желудка, двенадцатиперстной кишки, печеночной комой. При этом больной и не знает, что у него кровотечение, он чувствует боль и считает, что просто отравился некачественной пищей. Никому не приходит в голову мысль, что это могло быть побочное действие аспирина. Вообще, такого свободного доступа к лекарствам, как в Украине, нет нигде в мире!

- «Мезим для жизни необходим», - слышим мы ежедневно с экранов телевизоров. Так ли это? Так ли уж безвредно для голодного человека съесть на ужин добавочку, если при этом «помочь» желудку парой таблеток ферментного препарата?

- Конечно же, переедание вредно в любом случае. Тем более если речь идет о необходимости приема ферментных препаратов, что можно делать только по назначению гастроэнтеролога. Я считаю крайне некорректной рекламу мезима, маалокса, фестала. Реклама одестона меня вообще удивила, ведь в целом ряде ситуаций этот препарат не просто не нужен, но противопоказан категорически! Все-таки должна быть экспертиза рекламы лекарственных препаратов независимой медицинской организацией.

Дело в том, что разные ферментные препараты - те же мезим, панкреатин, фестал - показаны при различных особенностях ферментативного статуса: у одних пациентов недостаточно вырабатывается один фермент, у других - другой. Соответственно подбирается и лекарство, причем желательно после проведения специального анализа.

- Вздутие живота, метеоризм, изжога - это всего лишь неприятные ощущения, от которых следует побыстрее избавиться с помощью маалокса, ренни и так далее, или что-то другое?

- Это может оказаться симптомом грозного заболевания - атеросклероза брюшной аорты, панкреатита, абдоминальной ишемии, которая чаще всего встречается у пожилых больных. К сожалению, до сих пор ни гастроэнтерологи, ни терапевты не имеют достаточно информации об ишемических болезнях органов пищеварения. Страдающие такими заболеваниями люди ходят с жалобами на боль, метеоризм и запоры от терапевта к гастроэнтерологу, от того к кардиологу. Но, к сожалению, часто те препараты, которые им выписывают, не дают желаемого эффекта.

Изжога - это всегда нехороший симптом. Она свидетельствует о забросе кислого содержимого в пищевод, что вызывает его воспаление, затем эрозию, язву. Дело может дойти до рака пищевода, если своевременно не поставить диагноз. Но ведь прием маалокса или ренни лишь сглаживает клиническую симптоматику, но не излечивает организм. Если изжога появляется снова и снова, необходимо сделать рентген и гастроскопию.

- Могут ли кисломолочные продукты, обогащенные полезными бактериями, избавить от тяжести в желудке?

- Я такого эффекта не наблюдала. Обогащенные бифидо- и лактобактериями кисломолочные продукты можно и нужно употреблять, особенно при нарушениях моторной функции кишечника, при дисбактериозе. Но, опять-таки, тяжесть в желудке может быть обусловлена разными причинами, а сформировавшийся дисбактериоз не излечишь, только вводя в пищу один какой-то продукт. Для этого нужно корректировать весь рацион.

- Всем ли полезно утолять чувство голода различными творожками?

- Не могу сказать, что творог кому-либо вреден, но есть целый ряд больных, скажем, атеросклерозом или страдающих лактазной недостаточностью, у которых кисломолочные продукты провоцируют боли в животе, метеоризм. Советую просто прислушиваться к своему организму, особенно если вводите в свой рацион новый продукт или начинаете прием нового лекарства.

- «Часто причиной боли является спазм» - объясняет нам голос за кадром и тут же услужливо предлагает воспользоваться спазмолитиком. Но разве не менее важно узнать причину этого спазма?

- Вы ответили на свой вопрос! Крайне важно выяснить причины спазма, а ведь они - причины эти - весьма многообразны. Они могут быть обусловлены функциональными состояниями нервной системы, органическими заболеваниями органов пищеварения, сосудистыми болезнями, в частности атеросклерозом брюшной аорты. Боль может быть вызвана абдоминальной ишемией (недостаточное содержание крови в органах или тканях брюшной полости, вызванное сужением или полным закрытием просвета приводящих сосудов), а не самостоятельным заболеванием органов пищеварения.

И пока не будет установлена истинная причина боли, нельзя принимать ни анальгетики, ни спазмолитики. Ведь боль - это сигнал, который посылает организм, - где-то что-то не в порядке. Когда больной принимает обезболивающие препараты, он заглушает сигнал, а патологические процессы продолжают идти, болезнь развивается. Итог может быть самым печальным: заворот кишечника, тромбоз, инфаркт. А при остром инфаркте миокарда но-шпу принимать не рекомендуют! Больной только теряет драгоценное время. Поэтому пожилого пациента с абдоминальным синдромом обязательно должны посмотреть и кардиолог, и терапевт.

Так уж сложилось, что наши люди обращаются к терапевту при первых болях в области сердца и месяцами, а то и годами терпят периодические боли в животе. Если болит живот, человек идет в аптеку и покупает но-шпу, папаверин и фестал. Этот стереотип необходимо разрушить!

- Реклама утверждает, что любое лечение бесполезно, пока кишечник «зашлакован». Как вы относитесь к идее очистки организма с помощью «натуральных комплексов»?

- Я полагаю, что это не просто вредные, но для определенных больных и лиц пожилого возраста смертельно опасные процедуры! Бесконечные клизмы и прием «очистительных» препаратов стимулируют кишечную моторику и могут вызвать у пожилого человека непроходимость кишечника, заворот кишок, инфаркт кишечника, привести к перфорации кишки, поскольку возрастные изменения состава крови нередко обуславливают эрозивные преобразования кишечника.

- Что делать, если врач прописал лекарство, а пациент, купив его, обнаруживает, что данный препарат ему противопоказан?

- Конечно, специалист обязан знать о противопоказаниях и побочных действиях назначаемых препаратов. Тем более, когда речь идет о препаратах, принимаемых внутрь. Известны тысячи препаратов, которые обладают токсическим действием, из них половина - с предсказуемым токсическим эффектом. Поэтому врач обязательно должен выяснить, чем болен пациент и какие лекарства он принимает. Впрочем, спасение утопающих, как известно, дело самих утопающих. Одним словом, настаивайте на том, чтобы врач учел эти моменты, а также обязательно сообщайте о наличии таких заболеваний, как гипертония, глаукома, сахарный диабет.

 Комментарии: 0 шт.   Просмотров: 4316 Нравится: 0 | Не нравится: 0  

Похожие статьи

Также в разделе «Комментарий специалиста»


Привет, гость!   Вход

Facebook Google+ Одноклассники Twitter Вконтакте Яндекс